Суббота, 04.05.2024, 06:05
ФОТО и ОПИСАНИЕ экскурсий с Ю.И.

 СУДАК

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    В селе Новый Свет были найдены орудия труда неандертальца, палеолит от 80 до 30 тыс до н. э. То был период последнего оледенения Земли, когда в Крыму даже в летнее время стояли холода. Однако неандертальцы уже умели добывать огонь; жили они охотой на мелких и крупных животных, одевались в их шкуры. в I тысячелетии до н. э. и в начале нашей эры на территории, примыкающей к Суданской бухте, жили тавры - первые (наряду с киммерийцами) упоминаемые в письменных источниках обитатели Крымского полуострова. С этнонимом "тавры" связано название южной части Крымского полуострова - "Таврики" древних греков. "Отец истории" Геродот, живший в V в. до н. э,, северную границу Таврики проводил примерно по линии современных Евпатории, Симферополя, Феодосии, т. е. Таврика включала все три гряды Крымских гор. Под Таврикой в античных источниках понимали весь полуостров. Тавры находились на стадии первобытнообщинного строя, жили они в пещерах, хижинах и укрепленных убежищах, сложенных из крупных камней. Главным их занятием была охота, а также мотыжное земледелие и скотоводство. Прибрежные тавры ловили рыбу и, как свидетельствуют древнегреческие источники, при удобном случае не боялись совершать нападения на проходившие мимо их берегов суда, выходя для этого далеко в море на  долбленых челнах. Остатки таврских поселений, убежищ и могильники с характерными гробницами - так называемыми "каменными ящиками", или дольменами,- были обнаружены неподалеку от Судака. В VI-V вв. до н. э. на крымском побережье выходцами из малоазийских и островных греческих полисов основываются колонии - Пантикапей (на месте современной Керчи), Херсонес (Севастополь), Керкинитида (Евпатория), Феодосия и ряд других. Небольшая древнегреческая колония существовала в районе нынешнего Судака или Нового Света: гавань Афинеон, располагавшаяся где-то в этих местах, упоминается автором II в. и. э. Аррианом. К западу от Судака, у подножия горы Сокол, археологи открыли античное поселение III-IV в. н. э., а в Судакской бухте аквалангисты обнаружили фрагменты античных амфор. 
    Найденные в окрестностях Судака клады боспорских и римских монет свидетельствуют о существовании развитых торговых связей местного населения с Боспорским царством, находившимся на Керченском и Таманском полуостровах, и с далеким Римом. О связях с Боспором говорит и такая не совсем обычная находка: в стене средневекового монастыря на горе Ай-Георгий обнаружена каменная плита III в. н. э., посвященная богине Деметре, которую почитали боспориты.
    Сугдея. В  212 г. н. э. была построена крепость Сугдея. (Эту дату можно считать датой основания Судака). Гора, господствующая над Судакской бухтой и долиной (150 м над уровнем моря), была идеальным местом, как бы самой природой предназначенным для возведения здесь крепости. Крутые склоны делают ее почти неприступной со всех сторон, кроме пологой северной. До сих пор оборонительные сооружения, разместившиеся на склонах и вершине горы, поражают своей мощью и величием. Крепость защищала город Сурож. Византийцы называли его Сугдея, западноевропейские авторы - Солдайя, у восточных географов и арабских купцов он был известен как Судак-Суудаг-Сурдак. В окрестностях Судака обнаружены следы аланских поселений. Известный швейцарский путешественник и ученый Дюбуа де Монпере считал Судак главным портом аланов. Точно так же есть все основания полагать, что город с самого начала своего существования имел греческое население. И близость античного Боспора, и тенденция эллинов к освоению крымского побережья, и каменная плита с посвящением Деметре, и многие находки древнегреческих предметов в районе Судака и Судакской бухты говорят в пользу этого предположения. 
    Особенно увеличилось греческое население Сугдеи, по-видимому, начиная с VI в. н. э., когда все южное и восточное побережье Крымского полуострова от Херсона (средневековое название Херсонеса) до Боспора оказалось под властью Византии. При византийском императоре Юстиниане I (527-565 гг.), проводившем активную внешнюю политику с целью восстановления былого могущества Римской империи, в Таврике началось интенсивное крепостное строительство. Именно к этому времени относится сооружение византийцами крепостей Алустий (в иной транскрипции Алустон, ныне Алушта) и Горзувиты (в других источниках Гурзувиты, ныне Гурзуф) на южном побережье. Значительный прилив византийских греков на полуостров наблюдается с середины VIII в., когда в империи началась жестокая борьба между иконоборцами и иконопочитателями. 
    После победы иконоборцев (противников почитания икон) иконопочитатели вынуждены были искать убежища на периферии государства, в том числе на удаленном от центральных провинций полуострове. Они активно заселяли его южную часть, главным образом Таврику, воздвигали там множество церквей и монастырей и таким образом способствовали быстрой христианизации местного населения.
     В результате борьбы между Византией и Хазарским каганатом под властью хазар оказалась часть византийских владений в Крыму, в том числе и Судак. В Судаке находилась резиденция хазарского наместника - тархана, или тудуна. Одновременно Судак являлся центром православной епархии во главе сначала с епископом, а с X в.- архиепископом. В Судаке жил архиепископ,это видно из сообщений "Жития Стефана Сурожского" - церковного жизнеописания, посвященного одному из архиепископов города. В "Житии" рассказывается, в частности, что гроб умершего Стефана был щедро украшен золотом и драгоценными камнями, жемчугом и дорогими тканями ("на горе царьское одеяло, и жемчуг, и злато, и камень драгый, и кандила злата и сосудов златых много").   Сурож В IX в. Судак был хорошо известен на Руси как большой, богатый и сильно укрепленный город. Некоторые исследователи полагают, что именно слава и широкая молва о богатстве Судака явились причиной нападения на него одного из восточнославянских князей в начале IX в. Об этом событии рассказывается в "Житии Стефана Сурожского". "Житие" повествует о походе в Крым новгородского князя Бравлина. "С многою силою прииде к Сурожу, за 10 дьний бишася зле межоу себе, и по 10 дьний вниде Бравлин, силою изломив железная врата, и вниде в град..." Кроме Сурожа, славянская рать захватила и некоторые другие крымские города Корсунь (Херсонес), Корчев (Керчь). Поход Бравлина можно рассматривать как один из важнейших эпизодов в стремлении славян укрепить свое влияние в Северном Причерноморье, утвердиться "у Лукоморья". 
     Влияние Руси облегчалось еще и тем, что местное население ненавидело хазарских захватчиков и не только оказывало им всяческое противодействие, но даже поднимало против них, как было, например, в 787 г., восстания. Разгром Хазарского каганата Киевской Русью в X в. обеспечил освобождение полуострова от власти хазар. Однако в степях его продолжали оставаться печенеги, которые появились здесь на рубеже IX-X вв. и неоднократно совершали набеги на города и селения Таврики. Судя по многим данным, Сугдея, несмотря на причиненный ей печенегами ущерб, продолжала существовать как весьма значительный город. Вскоре после взятия Корсуня войсками киевского князя Владимира (988 г.) полуостров прочно входит в сферу военно-политических и торговых интересов Древнерусского государства с центром в Киеве. С тех пор и вплоть до вторжения монголо-татарских орд связи Сурожа с Русью были постоянными и устойчивыми. Они находят весьма широкое отражение в былинах, летописях, упоминаются и в замечательном памятнике древнерусской литературы "Слове о полку Игореве". Из Сугдеи на Русь везли шелк-сырец, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, имбирь, перец, гвоздику и другие пряности. Иностранных и сугдейских купцов, торговавших этими товарами, называли "сурожскими гостями". Расширению и упрочению связей Сугдеи с Русью способствовало и основание на Тамани русского Тмутороканского княжества, в состав которого позднее вошла и часть Керченского полуострова с Керчью. Из Тмуторокании русские постепенно расселялись и по другим городам Крыма. Арабский хронист, секретарь египетского султана, Ибн-абд-аз-Захыр сообщает, что в 60-х гг. XIII в. Старый Крым был населен кипчаками, аланами и русскими. Подобное сочетание этнических групп неоднократно встречается у арабских историков, когда речь идет о населении Крымского полуострова к моменту появления там татар. В "Слове о полку Игореве" Сурож поставлен рядом с Тмутороканью и Корсунем. Участие тмутороканского князя в защите Сугдеи от турок-сельджуков В русской летописи XIII в. зафиксировано пребывание сурожских купцов во Владимире-Волынском. Русские товары доставлялись в Сурож либо по Днепру, а затем Черным морем, либо так называемым "Залозным путем": опять же по Днепру до излучины у порогов и потом степью через Перекоп. Еще при половцах, проникших на полуостров в XI в., Судак становится самым богатым из крымских городов. Арабский историк Элайни называл его "наибольшим из городов кыпчацких", т. е. половецких. По свидетельству арабских и персидских авторов, Судак вел торговлю на путях из стран Средиземноморья на Восток. Путь по суше от устья Дона до Китая: он шел из города Таны (в устье Дона) в район современной Астрахани, затем в столицу Золотой Орды город Сарай на Волге, а оттуда в Среднюю Азию и Китай. Крым, находясь в узле путей Азово-Черноморья, играл важную роль в международной торговле. Посол французского короля Людовика IX к монгольскому хану монах- Гильом Рубрук при описании Судака отметил, что "туда пристают все купцы, как едущие из Турции и желающие направиться в северные страны, так и едущие обратно из Руссии и северных стран, желающие переправиться в Турцию. С Запада привозили в Сугдею английские и французское сукно, оружие, ювелирные изделия, из Египта и Сирии - хлопковые ткани, ладан, финики, из Индии - кашемировые ткани, драгоценные камни, пряности, из Китая - шелк. Из Руси через Сугдею шли в Западную Европу меха, кожи, зерно, льняной холст, мед, воск, пенька и др. Город был так знаменит, что даже Черное море арабские писатели и путешественники называли Судакским. Сугдея становится Солдайей В 1204 г., во время четвертого крестового похода, рыцари напали не на сарацинский Египет, как предполагалось, а на христианский Константинополь, столицу Византин. Империя была разгромлена крестоносцами, а их союзница Венеция получила монопольное право торговли и колонизации в Причерноморье. На крымских берегах появляются венецианские фактории и крепости. Вскоре крупнейшей из них становится Сугдея, которую итальянцы называли Солдайей. О торговле венецианцев в Солдайе упоминает и прославленный средневековый путешественник Марко Поло. "В то время, - рассказывал он пизанцу Рустичано, записавшему и издавшему его воспоминания о путешествиях,- когда Балдуин (один из вождей крестоносцев) был императором в Константинополе, т. е. в 1260 году, два брата, господин Никколо Поло, отец господина Марко, и господин Маттео Поло находились также там; пришли они туда с товарами из Венеции. Посоветовались они между собою да и решили идти в Великое (т. е. Черное) море за наживой да за прибылью. Накупили они всяких драгоценностей да поплыли из Константинополя в Солдайю". Из воспоминаний Марко Поло видно, что Солдайя была хорошо знакома венецианцам и часто посещалась ими: Марко не счел нужным сказать о ней хотя бы несколько слов, зная, что этот город хорошо известен. Венецианцы, надо думать, нередко и оседали в нем. Например, из духовного завещания Маттео Поло явствует, что дядя Марко Поло имел в Солдайе свой дом. А вскоре торговые интересы Венеции в Крыму настолько возросли, что в 1287 г. в Солдайе обосновывается венецианский консул. Однако восстановление во второй половине XIII в. Византийской империи, чему активно содействовала Генуя, повлекло за собой утверждение на берегах Черного моря генуэзцев, яростных соперников Венеции. Между венецианцами, укрепившимися главным образом в Солдайе, и генуэзцами, овладевшими Кафой (Феодосией), завязалась ожесточенная борьба за гегемонию в Причерноморье. 
     Республика Генуя давно рвалась к черноморской торговле. В 1261 г. генуэзцы получили от византийского императора Михаила Палеолога монопольное право плавать по всему Черному морю и основали в 60-х годах торговую факторию в Кафе (на месте Феодосии). В Уставе генуэзских колоний на Черном море, принятом в 1316 г., содержались специальные статьи, направленные непосредственно против конкурента Кафы - венецианской Солдайи. В Уставе подчеркивалось, что "не должны генуэзцы или те, которые считаются или называются генуэзцами или пользуются, либо привыкли пользоваться благами генуэзцев, ни покупать, ни продавать, ни приобретать, ни отчуждать, ни передавать кому-либо ни лично, ни через третье лицо каких-либо товаров в Солдайе под страхом... штрафа... Никто из генуэзцев... не смеет выгружать или приказывать выгружать или позволять выгружать с судов, над которыми они начальствуют или на которых они находятся, на какую-либо часть побережья от Солдайи до Кафы каких-либо вещей или товаров под страхом штрафа в 100 золотых перперов (византийская монета) с каждого нарушителя за каждый раз". И все же генуэзцам далеко не сразу удалось подорвать торговлю Солдайи. Судя по арабским источникам, Судак в первой половине XIV в. был городом, о котором хорошо знали далеко за пределами Крыма. Арабские писатели называли "Суудаг" рядом с такими значительными торговыми центрами Восточной Европы и Средней Азии, как Булгар, Сарай, Азов, Хорезм. О большом значении Судака в конце XIII в. говорит и тот факт, что в 1282 г. глава сурожской епархии имел сан митрополита. Процветающий город привлек алчное внимание обосновавшихся в Малой Азии турок-сельджуков. Это случилось в 1222 г. Караульный с вершины Дозорной башни заметил на горизонте корабли, державшие путь на Судак. Начальник города и крепости (севаст) понял, что это не обычный торговый караван, а армада военных кораблей. Увидев, что суда повернули на восток, он направил гонца к половецкому хану в ставку близ Солхата (Старый Крым). Хан, узнав о приближении флота к Феодосийскому заливу, начал готовить войско и тут же послал за помощью к русскому (тмутороканскому) князю. Пока шла высадка десанта на берег Феодосийского залива, тмутороканский князь успел отправить свой передовой конный отряд, который присоединился к половецкому войску. Главные же силы русских шли походным порядком. Туркам-сельджукам удалось наголову разбить союзное войско, и русский князь вынужден был послать их адмиралу большие дары с предложением мира. Десятитысячный сельджукский отряд двинулся после этого на Сугдею. Навстречу врагу вышел отборный конный отряд защитников города. В долине началось сражение. Сельджуки применили свою обычную тактику - якобы отступая, завлекли сугдейский отряд в глубь долины, а потом из засады набросились на него. Весь отряд был уничтожен. Ворвавшись в город, неприятель перебил многих жителей. Оставшиеся в живых дали огромный выкуп. Турки-сельджуки оставили в крепости гарнизон и, прихватив с собой награбленное, вернулись в свою страну. Taк Сугдея оказалась в зависимости от иконийского султана. 
    Однако в скором времени эта, по-видимому, достаточно эфемерная зависимость сменилась тяжким игом: на город обрушили удары полчища монголо-татар.
     к началу страницы Под властью Золотой Орды В начале XIII в. в Центральной Азии у монгольских кочевых скотоводческих племен образовалось раннефеодальное государство. Во главе этого государства стал талантливый и беспощадный полководец Темучин, он же Чингисхан ("великий хан"). Очень быстро монголы превратились в грозную хорошо вооруженную силу под единым командованием. И с самого начала своего существования монгольское государство вступило на путь внешнеполитической экспансии, захвата и порабощения других народов. Подвергнув страшному разгрому и опустошению государства Приамурья и Приморья, войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и вторглись в пределы Поднебесной империи. Разорив страну и усилив свое войско искусными китайскими военными инженерами, обучившими монголов штурму городов, Чингисхан повернул на запад. Благодаря феодальной раздробленности, ослабившей силу сопротивления народов, монголо-татары, или татаро-монголы, как их принято называть, уже в первые десятилетия XIII в. завоевали Среднюю Азию и вторглись в Закавказье. Татаро-монгольские завоевания сопровождались разрушениями городов и сожжением селений, массовым уничтожением или уводом в рабство жителей захваченных стран. Иначе и быть не могло. Предводительствуемые лучшими полководцами Чингисхана темниками Джебе и Субэдеем, передовые силы монголо-татар вышли в степи Северного Кавказа, разбили половцев и, преследуя их, уничтожающим смерчем промчались по Тмутороканскому княжеству. Теперь перед ними был славившийся богатейшими портовыми городами и плодородием садов и виноградников полуостров, который позже они назвали Крымом. В январе 1223 г. монголо-татары захватили Сугдею. "В тот же день пришли впервые татары",- гласит запись на полях синаксаря от 27 января 1223 г. Нашествие монголо-татар нанесло тяжелый удар как самому Судаку, так и хорошо налаженным торговым связям его с другими странами, с русскими землями, а также с различными пунктами Черноморского побережья. Ибн-аль-Асир писал, что, когда был захвачен Судак, часть жителей разбрелась со своим имуществом по горам, другие отправились на кораблях в Малую Азию. Первое появление монголо-татар в Крыму носило характер кратковременного набега. Хотя в битве при реке Калке в мае 1223 г. монголо-татары одержали победу над русскими и половецкими войсками (к слову сказать, роковую роль сыграло отсутствие единства среди русских князей), потери монгольских войск убитыми и ранеными были настолько велики, что они оказались не в состоянии продолжать поход на север и направились на восток против волжских болгар. Не достигнув успеха и там, они повернули назад, в Азию, и о них ничего не было слышно в Европе двенадцать лет. С уходом татаро-монголов из Крыма и всего Северного Причерноморья были восстановлены временно нарушенные торговые связи Судака, как и других центров полуострова, с заморскими странами и Русью. Но в 1236 г. начался новый поход монголо-татарских орд на юго-восток Европы под предводительством внука Чингисхана - Батыя. В 1239 г. татары вторично нахлынули в Крым. Это событие также нашло отражение на нолях синаксаря. В записи от 26 декабря 1239 г. говорится: "В тот же день пришли татары". На этот раз татары надолго утвердились в Крыму, и Крымский полуостров стал улусом (провинцией) созданного монголо-татарами государства - Золотой Орды. Уже во время первых набегов на Крымский полуостров татары начали понемногу оседать в Судаке, где они усваивали местную культуру, а некоторые из них даже принимали христианство. Так, в заметке на полях синаксаря под 1275 г. сообщается о смерти "рабы божьей Параскевы, татарки", в заметке под 1276 г. говорится о смерти "Иоанна христианина, татарина" и т. д. Зависимость Сугдеи от татар выражалась поначалу главным образом в уплате дани, которую местные правители - севасты - регулярно отвозили в ставку Батыя. Совершив набег, татары в основной своей массе уходили, и город оживал, возобновлялась торговля, снова отправлялись в разные концы караваны с товарами, отплывали корабли в далекие края. 
     А в 1249 г. татары вынуждены были и вовсе оставить судакские земли.